О главной святыне обители

 

 

 ikona_terv_riza.jpg                               
 Меняются поколения людей, но вместе с уходящими поколениями не уходят вера и упование людей на помощь и заступление Пресвятой Богородицы. Божественная благодать, искони почившая на иконах Божией Матери, не перестает являть себя и в наше время.

Главная святыня обители — Тервеническая икона Божией Матери — была обретена 23 февраля 1992 г. Она, как и многие северные иконы Божией Матери, пришла с юга,а именно из кафедрального храма г. Одессы. Вернее — пришла ее копия, сама чудотворная Касперовская икона Божией Матери, дважды спасавшая от неприятеля Одессу, осталась на своем месте. Сама Матерь Божия — список с этой иконы — стала окормительницей и первой помощницей сестер новой поднимающейся обители.


 

 Пришла икона из дома одной скромной женщины, одесской иконописицы Марии Ивановны Барановой, которая, как и все православные одесситы, почитала главную святыню кафедрального Одесского собора — Касперовскую икону Божией Матери. Еще в первой половине XIX века икона стала известна чудотворениями и исцелениями больных, находясь в доме одной благочестивой женщины, госпожи Касперовой. В середине XIX века икона была перенесена в Одессу святителем Иннокентием Херсонским и Таврическим.

 

Одесская иконописица написала Касперовский образ для себя в реалистическом стиле. Еще не успели высохнуть краски на новописаном образе, как ей пришлось с ним расстаться, уступив его, с большой грустью, после длительных уговоров, молодому священнику для поднимающегося Покрово-Тервинического монастыря на cеверо-западе России. Уроженцу г. Одессы иеромонаху Лукиану был дорог этот образ с детства, но настойчивость его в приобретении именно этой иконы была вызвана другим обстоятельством.В сонном видении ему была указана та икона, которая должна была стать главной святыней новой обители.

Список с Касперовской иконы Божией Матери перед перенесением в Санкт-Петербург был внесен в Одесский кафедральный собор. Здесь был отслужен молебен перед двумя иконами: древней и новой. После окончания молебна новая икона, освященная благодатью от соборной святыни, была доставлена в Санкт-Петербург.

 

  

history15.jpg

 Иеромонах Лукиан (Куценко) в мастерской у иконописицы Марии Ивановны Барановой. Фото 1992г.

  Здесь икона была торжественно встречена в храме святых мучениц Веры, Надежды,Любови и матери их Софии. В этот день прихожане храма увидели прекрасный лик Богородицы и Богомладенца. Особенно приковывали к себе глаза Пречистой Девы. Они смотрели как живые и проникали в самую глубину души, в самые сокровенные тайны сердца, внося свет, спокойствие и радость.

  Икону внесли в храм, который, не имея света и тепла, больше напоминал место собрания первых христиан в апостольские времена гонений. Здание, которое передали общине, несло на себе следы немалого разрушения. К прибытию Касперовской иконы подготовились, но ремонт здания не успели сделать: храм отмыли, украсили зелеными еловыми ветками, место паникадила занимала лампочка, висевшая на длинном проводе. В полумраке храма, на стенах, было развешено несколько небольших икон, принесенных из дома прихожанами, и теплились свечи, вставленные, из-за отсутствия подсвечников, прямо в песок,насыпанный в ящики... Но, несмотря на обделенность этой церкви красотой, которой всегда славились русские храмы, в ней было удивительно хорошо. Вот в этот-то храм и внес икону его настоятель иеромонах Лукиан.

Всех до глубины души трогала его горячая молитва. Похоже, что тогда священник молился один за всех, потому что никто из его прихожан того времени не умел по-настоящему молиться. Тогда, 23 февраля 1992 г., все было впервые: новый храм, первые прихожане, первый настоятель храма, первая святыня — внесенная в храм икона Божией Матери, и первый акафист перед ней...

После прибытия иконы в храм многие испытали на себе благодатную силу, идущую от нее. Люди получали исцеления и иную помощь. Так, по молитве перед иконой после елеопомазания от лампады, горящей перед иконой, исцеление получила больная, страдавшая почти ежедневными приступами астмы. Приступы отступили сразу и больше не возобновлялись в течение многих лет.

В памяти первых прихожан осталось и другое удивительное событие. Записи чудес и исцелений тогда не было, и поэтому воспроизводим случай исцеления со слов очевидцев.Однажды во время пребывания иконы в храме туда вошла горько плачущая пожилая женщина и поведала священнику и окружающим о своей беде. Из рук ее зятя выпала банка с соляной кислотой, в результате чего он получил сильный ожог лица и рук, а у его двухмесячного ребенка была обожжена грудка. Отца госпитализировали сразу, а ребенка мать наотрез отказалась отдать в больницу, несмотря на серьезность повреждения. Жизнь ребенка была под угрозой. Бабушка пришла в храм просить Пресвятую Богородицу исцелить ребенка. Настоятель в ее присутствии отслужил молебен перед обретенной иконой. Через два дня в храм вошла молодая женщина с огромным букетом дивных роз. Она оказалась матерью младенца, пришедшей поблагодарить Пресвятую Богородицу за его чудесное исцеление: уже через день после молебна от ожога не осталось и следа, бывшую рану покрывала сухая кожица. Огромные букеты роз и впоследствии приносили к иконе благодарные просители помощи у Пресвятой Богородицы.

Спустя три месяца от начала пребывания иконы в храме ее пришлось срочно увозить в монастырь. Произошедшее в монастыре заставило поменять планы и сократить время пребывания иконы в Санкт-Петербурге.

Какое же событие заставило поторопиться с перенесением иконы из Санкт-Петербурга в Покрово-Тервенический монастырь?
К моменту прихода Касперовской иконы в Санкт-Петербург в монастыре было всего две монахини. Одна из них в дневное время неожиданно для себя совершенно четко услышала приятный женский голос, настойчиво трижды повторивший: «Чем скорее Моя икона будет здесь, тем быстрее будет помощь монастырю». Перепуганная монахиня срочно сообщила об этом духовнику обители. Духовник, не откладывая, доставил икону в монастырь.

 

 history16.jpg Крестный ход с Тервенической иконой
Божией Матери. Фото 1992г.

 

                                                        Так удивительным образом вошла Небесная Игуменья со Своей иконой в монастырь.Теперь в монастыре стало три «насельницы»: Небесная Игуменья и две монахини. После такого пополнения обитель стала быстро подниматься, число монахинь — быстро увеличиваться, в том числе пришла и та, которая не без благословения Небесной Игуменьи приняла постриг и стала земной игуменьей обители с именем Лукиана. Сам монастырь в основе своей был построен за фантастически короткие сроки: за два с половиной года был отреставрирован храм, поставлены два келейных корпуса, трапезная, две часовни, скотный двор,
мастерские... И все это практически на пустом месте и при отсутствии в монастыре денежных средств. Это ли не помощь Божией Матери монастырю, единственному в России, поднимающемуся тогда на новом месте по Промыслу Божиему?!
 Так новописанный образ Царицы Небесной стал дорогим для обитателей молодого монастыря и местночтимым образом Санкт-Петербургской епархии. Теперь списки с образа Тервенической иконы Божией Матери находится во многих храмах Санкт-Петербурга.

 

  Весной 1992г. на месте явления Божией Матери был обретен святой родник, вода которого имеет целительную силу. Рядом с источником находится икона, на которой изображено явление Божией Матери в д. Тервеничи. Фотография этой иконы неоднократно мироточила в руках паломников, что можно воспринимать как свидетельство достоверности этого явления Богородицы.1
 
Теперь над ним возведена каменная часовня, и много людей,зная о чудотворной силе воды, приезжают за ней из разных мест. Молясь перед новой чудотворной иконой Богородицы, которую назвали Тервенической по месту ее нового обитания и чудотворения, люди просят помощи и получают просимое. Все чудеса записываются в монастырском журнале.
                                                                                       
history17.jpg

Часовня, построенная над источником,
указанным Пресвятой Богородицей.

 

Та, Которая стоит за Своим образом, изображенным на иконе, живет жизнью насельниц, об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что некоторые молящиеся о своих бедах видели слезы на иконном лике Богородицы. Верится, что эти слезы — слезы сопереживания, для нас они были не только утешением, но и давали знание о том, что Божия Матерь, оказывается, так близко от нас. Однажды, 21 февраля 1997 г.,в последний день Сретенской недели, Тервеническая икона Божией Матери, находящаяся в скиту «Неупиваемая Чаша» в д. Пирозеро (вернее, фотоснимок с этой иконы) заплакала...

 

 

history18.jpg

Мироточение фотографической копии
Тервенической иконы Божией Матери
весной 1997года.

 

 Стоя на ночной молитве перед иконой Богородицы, насельницы увидели, как слезы стали собираться в уголках глаз Богородицы, отяжелевшая слеза падала на ланиту и текла по ней, затем по лбу Богомладенца, а одна слеза остановилась на кончике носа. Как-то совсем по-человечески плакала Богородица. Тогда, видя такой неутешный плач, в испуге терялись в догадках: о чем плакала Богородица, о чем умоляла Она Своего Божественного Сына, орошая и Его лик слезами? Через месяц все прояснилось...Мы поняли, что это были слезы Небесной Игуменьи монастыря. Ее слезы были о монастыре, в котором Бог
попустил быть пожару спустя месяц после плача Богородицы. Всего за два часа целиком,до фундамента, сгорел длинный корпус, в котором находились келейная церковь, зимняя трапезная, кухня, библиотека, ризница, келии, склад с продуктами и одеждой.

Из истории монастырей известно, что их часто посещали пожары, но многие монастыри после пожаров поднимались снова и снова. В 1997г. Господь послал первое большое испытание, но, по слезным молитвам Божией Матери, жизнь в обители продолжилась,хотя многое нужно было восстанавливать заново.

Теперь-то, спустя несколько лет после пожара, можно сказать: Слава Богу, что Он отметил и нашу молодую обитель, послав ей испытание, но тогда было страшно и непонятно. Кто видел воочию скорбь Пресвятой Богородицы, выраженную в плаче Ее иконы, и следующие за этим плачем реальные грустные события, тот всегда будет помнить, что Божия Матерь является Усердной Заступницей каждого, кто обращается к Ней с молитвой. Понимаешь, что не истощаются Ее мольбы к Богу об избавлении от наказания нас, грешных.

Пожар произошел перед всенощным бдением накануне Крестопоклонной недели — красноречивее оповестить всех о причине пожара, чем сделал это Господь, нельзя. Верится, что тогда многие из насельниц поняли, что Господь ждет от каждой и покаяния, и усиления молитвы и труда. Дом вспыхнул, как факел. От высокой температуры лопались стекла в строящемся корпусе, находящемся в отдалении от горящего. Ничего не удалось спасти,кроме главной монастырской святыни — Тервенической иконы Божией Матери. Зная чудотворную силу иконы, враг покусился на нее, но святыня оказалась спасенной. Это означало, что не покинула Небесная Игуменья Своего монастыря, значит, можно начинать в монастыре жизнь сначала.

На всенощную службу поклониться кресту пришли все насельницы, трудники и паломники монастыря. Крест установили в еще не отремонтированном каменном холодном храме без пола и окон. Рядом с крестом положили святыню, спасенную из огня; у нее
пострадал только киот, было разбито стекло, прикрывающее изображение. Мелкие стеклышки покрыли всю поверхность иконы. Свет свечей отражался в них, и от этого икона казалась сверкающей. Казалось, Сама Богородица радовалась спасению жизни монастыря и той горячей коленопреклоненной молитве, на которую Господь поставил всех его обитателей, научая всех единой, покаянной молитве...

Господь услышал. Все испытали потрясение. Разрушительная сила огня подействовала на каждого. Только бы в памяти ума и сердца сохранилось понимание того, как надо молиться и что такое молитва! Урок был дан всем... Было ясно одно: над монастырем была распростерта рука Божия, карающая и одновременно милующая, ведь огонь поразил только одно здание, не затронув ни одной вблизи расположенной хозяйственной постройки и нового строящегося келейного корпуса.

Вещественной памятью о случившемся в монастыре является фотография иконы плачущей Богородицы, которая находится в домах многих паломников, посещавших монастырь. Сама же плакавшая икона хранится как святыня в монастырском скиту деревни Пирозеро. Вот так за месяц до пожара Пресвятая Богородица явила Свою скорбь и сопереживание насельницам по поводу грядущего грозного события. И, видно, не смогла Богородица Своими молитвами предотвратить гнев Божий, обрушившийся на молодую обитель и ее таких малоcмиренных насельниц.

 

 

 

 1) Недавно в монастырь пришло письмо, которое уведомляло сестер монастыря об обильном мироточении этой иконы в Медицинском Реабилитационном центре Святой Варвары в Санкт-Петербурге, начавшемся 5 апреля 2011 г. «Весть о мироточении иконы моментально облетела пациентов, друзей, попечителей Центра и священников, которые духовно окормляют их. Все радовались, молились, благодарили Матерь Божию за нечаянную радость, явленную нам в Ее мироточении накануне Благовещения. В сам праздник Благовещения миро текло рекой. С молитвой в благоговейном состоянии приходили к иконе все желающие ей поклониться. Они мочили в миро платочки, чтобы приобщиться к чуду и сохранить для себя удивительный аромат. Икону положили в специально для нее изготовленный киот, и она начала свой путь по храмам, монастырям, домам верующих, особенно страждущих от болезней и бед. Доктора, работающие в Центре святой Варвары, оценивали состояние своих пациентов и отмечали, что после поклонения иконе уходили без лекарств головные и суставные боли, приходило в норму давление, восстанавливался здоровый сон, ускорялось восстановление при острых заболеваниях». Далее сообщается, что на Пасху мироточивая икона находилась в Путиловском храме Санкт-Петербурга. Ее пребывание там тоже сопровождалось чудесами.

 

  << В НАЧАЛО  ДАЛЕЕ>>