О монашестве
Дорогу осилит идущий…



 
Монастырь – не тихая гавань, не место отдыха, а поле боя. Духовная, невидимая брань протекает здесь обострённо. Все скрытые недостатки, тёмные стороны души со временем проявляются, выходят на поверхность, становятся заметны. Начинает казаться, что ты сам стал хуже и в целом люди вокруг – ещё хуже, чем в миру. На самом деле это не так, хотя, как и на всяком поле боя, здесь ход битвы может быть разным. Однако, кто победитель, а кто побежденный, определится в конце каждой индивидуальной битвы, т.е. в конце жизни. «В чём застану, в том и сужу», – говорит Господь.

Внешняя жизнь здесь тоже далека от тишины. Сегодня к монастырю, как к месту, предназначенному для спасения души, сторонними наблюдателями выдвигается множество различных требований, доходящих до жёстких предписаний. Но уместно ли выдвигать такие требования, хотя бы и на основании высказываний тех или иных святых? В современном мире, в современной России – разрыв с православной традицией, болезни дореволюционной Церкви. Сейчас – болезни роста в Церкви, другой уклад жизни всего общества. Затеплилась жизнь и начались болезни роста – и в российской Церкви в целом, и, конечно, в монастырях. Кто идёт в монастыри? Люди, может только недавно, пришедшие к вере. Поняли, что есть Бог, а как жить по-Божьему толком никто себе не представляет. Как-то собрались вместе, как-то стали стараться жить для Бога. Опыт постепенно накапливается, и можно надеяться, что с годами выработаются другие, более совершенные формы монастырской жизни. А пока – спасибо тем, кто хоть что-то делает.

 «Если бы св. Иоанн Лествичник жил в наше время, он бы написал свою «Лествицу» иначе», – так передаёт еп. Варнава Беляев слова старца Гавриила (Зырянова). Мы живём в изменчивом мире – меняется время, меняется общество, как картинка в калейдоскопе: элементы, вроде бы, всё те же, а картинка совсем другая. Сам Господь ныне  присно и во веки тот же, заповеди Его не меняются, дух закона важно понять и соблюсти. А внешнее воплощение может быть очень и очень различным – в зависимости от конкретной эпохи, страны, господствующего в обществе мировоззрения, от конкретной ситуации и многих других причин. Традиционная форма общения в монастыре, сводимая к формуле «Простите-благословите», уместна ли в наше время и нашем обществе? Суть важно сохранить, а формальное следование этой схеме поведения может как раз таки этому препятствовать. Только живое, творческое отношение к жизни и закону Божиему позволяет сохранить этот закон и исполнить.


 Так что же такое монастырь? Это социальное явление. Уход человека в иное общество, иную жизнь (ср.: иночество) от той формы общественной жизни, которая мешает ему жить по Евангелию, жить для Бога, спасать душу свою от грязи – греха. Душа, заражённая грехом, погибает, если не борется за свою чистоту, т.е. засыхает, отпадая от Бога – источника всякой жизни . Форма монастырской жизни создаёт необходимые внешние условия для того чтобы сосредоточиться на своей  внутренней жизни всецело, бороться со своими страстями, испытывая минимальное влияние со стороны внешнего мира, живущего по другим принципам. «С преподобным преподобен будеши …» и т.д. Это наиболее удобная форма жизни для осуществления монашества как явления внутреннего.



Три монашеских обета: послушание, нестяжание, целомудрие. 

Послушание. 
Следованием этому обету человек учиться слушаться Бога через внешнее послушание людям, преодолевать свою гордыню, через отсечение собственной воли.

По митрополиту Антонию Сурожскому послушание – это так же «вслушивание» в другого человека. Умение слушать и слышать друг друга необходимо людям, стремящимся жить по заповеди о любви к ближнему.  

Нестяжание и целомудрие .

Два обета, имеющих единую цель: ограничить себя от всего лишнего, всего, что отрывает ум и сердце от Бога, привязывает к земле, земной жизни. Ограничиться только самым необходимым в отношении вещей, отказаться от семьи, поскольку это великая ответственность, неминуемо связанная 
с большим количеством земной, сиюминутной суеты – не только внешней, а серьёзно задевающей внутренний мир. Так, в миру есть множество профессий связанных с выбором – семья или призвание. Пример – балерина. А если призвание – служение Богу? Для большинства из тех женщин, которые  решили жить для Бога, в миру не стоял бы вопрос: семья или карьера? Конечно, семья, дети. Но кто яко Бог? И от того, что дорого, отказываешься ради того, что всего дороже. Ради Того, Кто всего дороже – ради Бога, ради  Христа.

Кто идёт в монастырь? 

Обычные люди, сделавшие выбор между временным и вечным в пользу вечного, между миром и Богом – в пользу Бога. А дальше? А дальше всё может быть по-разному. Дальше быт, дальше рутина. И именно этой рутиной проверяется сущность человека. Угаснет или разгорится в нём искра любви к Богу, желание служить Ему, меняясь к лучшему? Не вернётся ли человек, как «пёс на свою блевотину» к мирским своим стремлениям, а то и обратно в мир? Не начнёт ли жить подменами, при выборе «быть или казаться» сделав выбор в пользу «казаться»? В конце концов – пав раз, и другой, и третий, станет ли вновь и вновь подниматься и двигаться дальше, уповая уже не на свои силы, а только на помощь Божию?.. Бывает по-разному. Не на пикник мы пришли, а на передовую той страшной битвы, где «…дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей». «Блюдите, како опасно ходите…»